Михаил Капустин

 

Отчет о фестивале авторской песни "ТОПОС-2006"

Взялся за гуж - полезай в кузов, так что пишу подробный отчет о ТОПОСе. Пишу, осознавая, что больше всего информации он даст тем, кто "в теме" - ну, так для них в первую очередь я это и делаю :) А все, кто не в курсе, могут отслеживать персонажей рассказа по великолепным фотографиям Лады Лансковой.

(Да, сразу прошу прощения у тех, кого знаю лично, что называю здесь по фамилиям. Отчет так отчет, соблюдем единообразие :) )

Первое впечатление: фестиваль вышел поменьше прошлого (юбилейного 35го). Несколько меньше зрителей, меньше участников, меньше гостей (кажется). Надо сказать, что год назад я был просто восхищен высоким уровнем зрителей (очень явственная была разница между реакцией на рядовые выступления гостей и на действительно хорошие стихи - например, того же Коломенского, или одного из членов тогдашнего журналистского жюри). В этом году ничего такого я не заметил и заметить в принципе не мог: зал был достаточно "холодным" и внешне его реакция вообще не очень разнилась. Впрочем, некоторые гости (например, Ковалев) зал-таки раскачали. Но это - за счет качества исполнения и личного обаяния (а также очень подходящих к типу этого обаяния песен).

Хотя, нет, самое первое впечатление - не это. Если честно, первое впечатление - это Воробьенок, которая удалила журнал и этого, видимо, не прочтет, но я все равно скажу: очень здорово, что ты тут была! Без тебя я бы не почувствовал себя дома на этом фестивале. И песни у тебя все лучше! :)

А теперь разные "не первые впечатления" по порядку.
Прослушивание для отбора программы. Эта "фишка" ТОПОСа мне очень нравится (несмотря на то, что оценить ее могут только иногородние авторы, ибо только для них и делается). Все-таки приятно, когда нелегкую задачу выбора удается свалить на "чрезвычайную и полномочную" часть жюри :) Хотя и в этом году, и в прошлом, выбор группы прослушивания полнотью совпал с моим. Но все равно, если бы этого не было - было бы жалко не показать всех своих новых песен, а так это удалось :)

Мастерские. В этом году на осталось чуть поменьше времени, но мне очень хотелось поговорить со Сбытовым, и это, в результате, осуществилось. Сбытов, как всегда, неожиданен и точен, а к тому же у нас с ним сходятся какие-то глобальные параметры восприятия (по крайней мере в том, что касается моих песен :) ). Евдокимов, как композитор, создавал Сбытову очень уместный контрапункт.
Концерты. Сразу скажу: слушатель из меня никудышний, воспринимаю песни обычно далеко не с первого раза и то, частенько, фрагментарно. Пробить меня до такой степени, чтобы я по своей воле слушал записи автора, не в силах почти никто ;) Ну, так, человек 10, не больше. Но, тем не менее, сборные концерты я люблю - внимание успевает отдыхать, переключаясь с одного исполнителя на другого. Услышал я далеко не всех хозяев-гостей, напишу про тех, кого не только услышал, но и впечатления от выступления которых запомнил.

"Дефекты речи" - обожаю слушать мелодии такого типа и их же ненавижу сочинять. Потому что не могу сделать из них что-то отличное от попсы :) А Булат и Ельский - могут :) Еще такая музыка очень требовательна к качеству исполнения - и тут все, безусловно, на высоте. Поймал высокохудожественный кайф ;)

Гринберг - пеняю на себя. Давным давно надо было расслушать и расслышать, а я все телился :) Новые песни очень впечатляют; особенно порадовался композиторским удачам (я ведь все еще, по старой памяти, себя в композиторах числю... "Пора бы и перестать"? ;) )

Коломенский - просто очень хорошие стихи; а когда есть музыка, то она - очень аккуратная и стихам не мешает. Чем больше слушаю, тем больше нравится.

Дзевицкий с Ериным - классно сделаны сложные по мелодике и ритмике песни. "Пойдем по грибы" Пучко привязалась и не отвязывается теперь :) Придется учить :)

Филиппов - стиль его мне не близок, но стихи каковы! И, независимо от близости или не близости стиля (я потихоньку к нему привыкаю), впечатление каждый раз очень сильное. Как от нашатырного спирта ;)

Евдокимов - очень интересно! Он делает то, что я когда-то считал единственно правильным способом сочинения песен на чужие стихи: музыка весьма точно следует интонациям стихотворения. Потом я от этого метода отказался, посчитав, что такой подход вредит музыкальной стороне вещи. Но у Евдокимова-то получается и получается хорошо! Не говоря уже о том, что стихи Рейна я не очень люблю, поэтому читал мало и вряд ли стал бы специально искать. А вот теперь я их узнал как песни и весьма доволен :) Это старая моя идея о том, что работа композитора, сочиняющего музыку к стихам, сродни работе переводчика.

Грета - она и сама по себе, без взяких песен мне нравится :) Но я здесь не о том :) Так вот, ее мягкий рок внес очень удачную недостающую краску в стилистику фестиваля. И тексты хорошо сочетаются с музыкой. Общее впечатление я бы выразил словами: "стиль, нерв, точное настроение".

Макеева есть Макеева, тут и говорить даже ничего не буду ;) А, нет, скажу: мне обычно очень лень доставать плеер и что-то записывать (все равно же потом не слушаю в таком качестве), но тут я не поленился ;)

Ансамбль "Че.Че." Я оба раза практически не расслышал их текстов - это моя проблема, а не их, редко воспринимаю с первого раза. Но из того, что расслышал, все было очень к месту; а так я сидел и получал удовольствие от музыки и драйва :)

Ковалев - очень впечатлил! У него простые и весьма личные песни (одно "Моё" чего стоит - конкретнее некуда), существеннейшей частью которых является его собственное обаяние. И это обаяние сии песни позволяют проявить в полной мере. Контакт с залом он поймал очень быстро и уж потом только развивал и развивал его. В общем, я, честно, не подозревал, что меня такое может тронуть, а ведь тронуло, да еще как! Так что Ковалев меня восхитил, как восхищает всякий человек, который здорово делает то, чего я не умею.

Башаков - человек-шоу :) Такое впечатление, что он и в жизни все время как на сцене. Но при этом это не выглядит наигранно, так что его естественность и сценический драйв вызывают массу симпатии. Человек, который знает как не наскучить публике, какой бы та публика ни была :)

Финальный конкурсный концерт. Здесь у меня, фактически, стоит длинный прочерк - весь концерт проболтался в фойе, репетируя песни. Послушал только Воробьенка (молодец!), кусок смешной песни Когана и "Тости Тота" (весело и качественно). А, нет, еще послушал Юринова - мне очень нравится "Изумрудный город" по идее и мелодике-ритмике, и, возможно, именно поэтому хочется немедленно залезть в текст со своими отверткой-напильником, все там поменять и испортить :) Что касается своего выступления - помню, что выйдя на сцену я был несколько ошарашен возрастным составом аудитории. Все-таки привык петь песни людям лет 20-25, а здесь бОльшая часть народу была существенно старше. Выбрать человека 2-3, которым я буду все петь, периодически переключаясь (как я обычно делаю) оказалось невозможно. Плюс необходимость помнить про кучу поставленных себе на каждую песню задач - в результате чуть не забыл слова в "Цыплятах". А получилось ли выговорить весь текст, да еще и передать настроение - не знаю, не помню, надо записи послушать :) Говорят, что волнение мое было видно за версту. Так что мнение жюри - это одно дело, а вот о призе зрительских симпатий и речи быть не могло. Над исполнением, как и прежде, еще работать и работать - теперь за жюри не спрячешься ;)

Да, пел я "Цыплят по осени считали" и "Рая не вышло". А в качестве "штрафной лауреатской" - "Мир чересчур для тебя велик".

А после концертов, как водится, были посиделки с гитарой по кругу. В этом году я в них ощутил гораздо больше вкуса, не знаю, почему. Но, скорее всего, они как раз выиграли от того, что народу было меньше, чем год назад. Атмосфера была создана самая, что ни на есть. В субботу ее создал, безусловно, Гринберг, виртуозно оседлавший и задавивший пошедшую было струю "бард-юмора". Я, как уже говорил, наконец, проникся его песнями (в первую очередь - новыми; но не только! Удивительно, что "Немое кино" я слышал уже раза три, а пробило только сейчас. Ну, о себе как о слушателе со странными характеристиками, я уже написал.) А в воскресенье настроение создавали как-то все вместе, видимо; впрочем, мне, как обычно, запомнилась Макеева. Под конец подошел Башаков; его пение даже в камерной обстановке - это шоу, очень интересно было посмотреть :)

Ну, вот, кажется, и все впечатления! Извините, если про кого забыл написать (выспаться все никак не удается ;) да и слышал я, как уже говорил, далеко не всех).
И огромное спасибо организаторам! :) Надеюсь на следующий год приехать гостем ;)