Андрей Коган

 

Топос-2006 глазами участника

Начну с детективной истории. После 2К-2004 я занимался обработкой фестивального видео. В результате, несколько человек, не ставших лауреатами 2К, попали в мое поле зрения. Много позже, поглядев на список призеров Топоса того же года, я заметил подозрительную корреляцию - призерами Топоса-2004 стали двое замеченных мной авторов (Светлана Климович и Татьяна Землеруб). Сходная история повторилась затем с лауреатом 2К-2005 Романом Филипповым, также ставшим лауреатом Топоса-2005 через полгода. "Тут явно кроется консольный фильтр" - (догадался Штирлиц) подумал я - "некий агент Топоса со вкусами, очень похожими на мои собственные, приезжает на фестиваль Второго Канала и вербует понравившихся ему авторов". А на 2К-2006 "объектом вербовки" стал я сам, и "агент Топоса" материализовался у небольшого, очень "домашнего" костра питерцев. Звали "агента" Дима Коломенский, и он настолько ни на чем не настаивал, что отказать ему было решительно невозможно.

В принципе, схема Топоса, насколько я ее понял, напоминает основной конкурс 2К. Есть предварительное прослушивание, оно же мастерская, оно же фильтр песен, выходящих в конкурсный концерт. После конкурсного концерта (аналог "Находок дня" 2К) жюри называет призеров. Аналога "заключительного концерта 2К" тут нет, разве что главным призерам разрешают спеть еще по одной песенке в самом конце.

Важное отличие от 2К - иногородние авторы проходят заочный предварительный отбор. Желающий выступить в конкурсе отправляет свои песни (тексты и mp3) по электронной почте, жюри фестиваля присылает ответ: Вы приглашены или наоборот. Приглашенные иногородние авторы все равно проходят прослушивание-мастерскую, но там производится только фильтрация песен ("вот это Вы споете со сцены, а это не надо").

Впечатление участника мастерских-фильтров 2К и Топоса: фильтр Топоса на порядок приятнее. Главным "номером" того фильтра 2К, на котором присутствовал я (в качестве как фильтруемого, так и "зрительного зала"), являлся почти всякий раз литразбор в исполнении Евгении Смагиной (неизменно блистательный, говорю это без всякой иронии), прослушиваемый автор выступал скорее поводом к такому литразбору. Кроме того, меня несколько выбило из колеи, что на мой вопрос, нельзя ли все же спеть песню X вместо песни Y, мне предложили "подкупить кого-нибудь из членов комиссии". Безусловно, это была шутка, но она отчего-то не показалась мне смешной. Фильтр Топоса также довольно сильно покорежил мои первоначальные планы и сообщил мне несколько не самых приятных новостей, но при этом оставил послевкусие разговора с друзьями.

Почему так получается - в ЧЖ2К отбирают по длине когтей и клыков? Не думаю, просто есть маленькое, но базовое конструктивное отличие - на ТОПОСовском фильтре беседуют с теми, кто им уже понравился и о тех произведениях, которые уже прочли или прослушали. Самое напряженное, что там требуется сказать автору - "нам кажется, что больше шансов в конкурсе имеет эта песня, а не вот эта" (то есть все звучит как рекомендация; я, впрочем, был дотошен, и уточнил, как и ранее у 2К, можно ли этой рекомендацией пренебречь - тогда мне все-таки со вздохом сказали "нет", но никаких шуток, по счастью, не было).

C фильтром 2К все иначе. ЧЖ2К должны решить вопрос "быть или не быть" в реальном времени, они настроены на то, что большая часть материала слаба и им в течение 8-10 рабочих часов надо главным образом говорить "нет" и созерцать разочарованные лица. Помножьте это на размерный фактор (поток 2К многочисленнее раз в 20), полевые условия и разнородность материала (на ТОПОС приходят только авторы песен), и описание "вакансии ЧЖ2К" будет звучать примерно так: "требуется ангел во плоти с безукоризненным здоровьем, железной психикой, при этом с тонким и разносторонним художественным вкусом". Дальнейшие выводы, как говорится, предоставляются читателю в качастве самостоятельного упражнения.

На Топосе, как и на 2К, работают несколько параллельных мастерских. Однако, если на 2К попытку пройти две мастерских считают криминалом, то Топос, наоборот, рекомендует так поступать: "вот Вы послушали нас, Вы понимаете, что наше мнение лишь одно из возможных, так что послушайте теперь другие мнения". Конечно и тут "размер имеет значение" - 2К-2006 чисто физически такого бы не потянул.

Резюмируя - мастерские ТОПОСа, в силу вышеназванных причин, могли бы стать очень интересной "фишкой" фестиваля, с возможностью серьезного и спокойного профессионального разговора. Обидно, что на нынешнем фестивале этого скорее не произошло, из-за банальной недисциплинированности - все началось минимум на час позже объявленного времени, плюс некоторая минимальная логистика могла бы избавить часть участников от ощущения стояния в очереди в поликлинику. За пару часов ожидания я вдруг сообразил, что не припомню ни одного случая, чтобы Борис Жуков или Александр Костромин опоздал на ежемесячную мастерскую ЦАПа.

Жюри ТОПОСа - это порядка 10 человек, как и на 2К. В отличие от 2К, "внутренняя кухня" не публикуется, и заседание жюри - закрытое. Состав жюри первого и второго тура отличается (хоть и сильно пересекается). Мне показалось, что в жюри отсутствует очевидный лидер, но нет и очевидного "болота" (абсолютно уверен, что Булат, Коломенский, Макеева и Сбытов - это четыре совершенно самостоятельных голоса, думаю, что Дудин и Евдокимов - тоже, остальных просто не знаю).

Помимо основного жюри, ТОПОС традиционно вручает приз зрительских симпатий. Насколько я понимаю, подсчет голосов зрителей производится после того, как жюри определило своих победителей. Если (и только если) симпатии жюри и зрителей пересеклись, автор получает Гран-при. Например, на зтом фестивале такого не произошло, а на двух предыдущих - было. В этом году было также независимое журналистское жюри.

О собственной мотивации. АП как интерес - не первое дело, и не второе, время не резиновое, посему тщательно выбираю места. В этом году спел везде, где хотел - на 2К, на Топосе и еще паре очень камерных подмосковных слетов. Почему поехал на ТОПОС: в жюри есть авторы, интересные мне - Макеева, Коломенский, Булат (в результате поездки список расширился, но это уже не про мотивацию). Почему пошел в конкурс 2К-2006: (a) в жюри были "профессиональные зрители", интересные Владимиру Ланцбергу, мне хотелось посмотреть на них вблизи (b) многие лауреаты прошлых лет интересны мне. Никаких других конкурсов/фестивалей, в которые мне хотелось бы "поиграть", я не знаю.

Как-то обобщая этот несколько сумбурный сравнительный анализ, скажу, что сегодняшний 2К напоминает мне масcовый отлов породистой рыбы при помощи невода - река перекрывается поперек, вспотевшие рыбаки спотыкаются, но тянут, часть рыбешки мнется либо утекает меж сапог. Но улов пока есть. ТОПОС скорее походит на любителя-рыболова с единственной удочкой, что больше надеется на "правильные" места да фирменную приманку. И тишину, чтоб не спугнуть. Он не торопится (не сегодня - так завтра, или еще лет через 40), он знает, что настоящая рыба клюет нечасто. И еще - ему явно нравится процесс.

Хочется пожелать всем ловцам этой гипотетической рыбы
1. Чтобы дело это было не в тягость, а в радость.
2. Чтоб хоть изредка клевало :).

Как-то так.